Меню Рубрики

Методы снижения риска падений ожогов отравлений

Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током

Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста, а также у слабослышащих, слабовидящих лиц. Необходимо обращать особое внимание на пациентов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, а также на лиц с нарушением психики. Для профилактики ВБИ медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности пациента.

Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений, поражением электрическим током заключается необходимости соблюдения определенных правил:

1. Кровать пациента, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.

2. Для предупреждения падений в помещениях МО не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.

3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.

4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы пациент не поскользнулся на мокром полу.

5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.

6. Ослабленных пациентов и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.

7. Все средства передвижения пациента, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания или перекладывания пациента тормоза должны быть зафиксированы.

Если медицинская сестра вынуждена оставить на время человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.

8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.

9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.

10. Ослабленные и престарелые пациенты должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.

11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.

12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.

13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.

14. При вставании из ванны или усаживании в нее пациент не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек может получить ожоги.

15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.

16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.

17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить, и есть только в присутствии второго лица.

18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.

19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.

20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в МО такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока пациент там находится.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9799 — | 7400 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Соблюдение этих правил обеспечит:

условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит — качествен­ный уход;

возможность организовать слаженную работу всего медицин­ского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого;

профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского работника.

Правила внутреннего распорядка состоят в соблюдении уста­новленного в отделении режима дня. Он примерно одинаков во всех лечебных учреждениях нашей страны. Это определенные часы сна и отдыха, приемов пищи, необходимых лечебных и гигиениче­ских процедур, врачебных обходов, уборки помещений, приема пе­редач и посещений родственников.

В таблице Вашему вниманию представлен примерный распо­рядок дня лечебного отделения.

Выполнение врачебных назначений

Выполнение врачебных на­значений

Соблюдение режима дня строго обязательно и для пациентов, и для всех работников больницы. Медсестра знакомит с ним посту­пивших в отделение пациентов и их близких, участвует в проведе­нии всех мероприятий и следит за выполнением установленного режима в отделении.

Безопасная больничная среда невозможна без строгого выпол­нения и других правил внутреннего распорядка. Они направлены на снижение риска различных отравлений и травм.

Угрожают здоровью: инфекция; неправильное использование сильнодействующих и ядовитых веществ и дезинфицирующих средств; высокие и низкие температуры; различные излучения; на­рушения в технике эксплуатации электрооборудования и кислород­ных установок.

В условиях стационара как у пациентов, так и у медицинских работников возможны отравления и травмы в результате падений, ожогов, поражений электрическим током, во время выполнения процедур.

Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста.

Вам уже известны правила хранения и работы с хлорсодержащими дезинфицирующими средствами: соблюдение их предотвра­тит химические ожоги и отравления. О том, как предотвратить от­равления пищей и лекарственными препаратами, Вы узнаете позд­нее, изучив соответствующие модули учебного пособия.

Избежать ожогов и других травм в связи с процедурой позво­лит выполнение любого сестринского вмешательства строго по ал­горитму действий.

В процессе работы медицинская сестра часто пользуется раз­личными приборами, например: электроплиткой, холодильником, лампой УФО-излучения. Пациентам лечебного отделения разреше­но пользоваться телевизорами, магнитофонами и другими электро­приборами. Случаи ЭЛЕКТРОТРАВМ — поражений электрическим током, связаны с неправильной эксплуатацией или неисправностью оборудования.

Методы снижения риска электротравм:

Перед использованием электроприбора должна быть изучена инструкция по его эксплуатации.

Применяйте только заземленное оборудование!

Не пользуйтесь оборудованием, исправность которого вызы­вает сомнение.

Используйте только исправные розетки.

Не допускайте запутывания проводов, убедитесь в их цело­стности перед использованием.

Никогда не выдергивайте штепсель, потянув за шнур.

Не применяйте электроприборы во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин, душей, унитазов.

Не допускайте сетевой перегрузки, то есть не используйте большое количество приборов от одной розетки.

Все перечисленные виды травм несомненно угрожают пациен­ту в лечебном учреждении. Но наиболее высокий риск несчастных случаев связан с возможными ПАДЕНИЯМИ. По данным различ­ных исследований они составляют от 30% до 80% всех несчастных случаев в стационарах. Часто падения заканчиваются тяжелыми травмами: ушибами, вывихами, переломами.

поскользнувшись при ходьбе,

споткнувшись о какой-либо предмет,

с кровати (вовремя сна или поднимаясь с нее),

при перемещении с коляски, каталки,

в ванной комнате и туалете,

во время прогулки по территории больницы,

Случаи падения учащаются ночью и в вечерние часы.

Медсестра должна собрать информацию о пациенте, оценить степень вероятности падений у каждого поступающего в отделение и обеспечить проведение мероприятий по их предотвращению.

Пациенты с высоким риском падений:

1. В возрасте старше 65 лет.

2. Имевшие случаи падений в прошлом.

3. Имеющие физиологические проблемы:

Ограничение двигательной активности

Нарушение равновесия, шаткость при ходьбе

Общая слабость вследствие болезни, истощения

Частый жидкий стул (диарея)

Имеющие психологические проблемы:

Психологический стресс (эмоциональный шок)

Имеющиеся побочные эффекты лекарственной терапии (для ознакомления):

Средствами, влияющими на ЦНС

Методы снижения риска падений у пациентов:

> Размещать пациентов с высоким риском падений и других травм в палатах, находящихся недалеко от сестринского по­ста.

Обеспечить пациентов средствами связи с сестринским по­стом и научить ими пользоваться. Быстро отвечать на каж­дый вызов.

Как можно чаще навещать таких пациентов, помогать их передвижениям в соответствии с назначенным режимом двигательной активности.

Обеспечить своевременное кормление, осуществление фи­зиологических отправлений, выполнение гигиенических процедур.

Все необходимые пациенту предметы расположить в мес­тах, легко ему доступных.

В палатах и всех помещениях, которыми пользуются такие пациенты, должно быть включено ночное освещение.

Рационально оборудовать и поддерживать порядок в по­мещениях и коридорах (пациент может упасть, спо­ткнувшись о мебель, оборудование, шнур электропровода и т.д.).

Исключить передвижение пациентов по мокрому скользко­му полу.

Использовать мебель, оснащенную специальными поруч­нями и защитными ограждениями, приспособления, об­легчающие передвижения: ходунки, трости, костыли, ка­талки).

Над кроватью пациента с высоким риском падений и травм или на двери его палаты повесить специальную табличку.

Снижение риска возможных травм у пациентов обеспечивается путем особой конструкции лестниц, расположением кабинетов, ис­пользованием специальных покрытий для пола, перил вдоль стен палат и коридоров, современного санитарно-технического оборудо­вания и даже особой окраски помещений, лестниц и коридоров в современных ЛПУ.

источник

Факторы риска, негативно влияющие на пациента в ЛПУ, можно условно разделить на две группы:

2) угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

Психосоциальные факторы риска для пациента.

• измененная ролевая функция;

• сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций;

• высокая степень риска от неустойчивости жизнедеятельности;

• сниженная реакция па социальное взаимодействие;

• синдром стресса перемещения;

• нарушение чувства собственного достоинства.

Психология пациента характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка (например, боль, лихорадка и др.), представлениями о болезни, а с другой — определенным отношением к болезни. У больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, связи с незнакомыми до болезни людьми. Важной задачей медицинской сестры является проникновение в психологию больного. Для правильной организации ухода за пациентом нужно знать, как пациент реагирует на своё заболевание.

Среди мероприятий по снижению факторов риска для пациентов является обеспечение режима эмоциональной безопасности:

• поддержание тишины, спокойной и доброжелательной обстановки в отделении;

• общение с пациентом негромким голосом только с положительной интонацией;

• создание удобного интерьера, наличие помещений для отдыха и посещений пациентов близкими;

• организация досуга пациентов, обеспечение возможности заняться какой-либо доступной деятельностью, например чтением, вязанием, просмотром телепередач;

• устранение отрицательных эмоций, которые могут быть вызваны у пациентов видом медицинских инструментов, предметов ухода, испачканных кровью и выделениями;

• обеспечение соответствующей обстановки и психологической поддержки при проведении каждой манипуляции (медицинская сестра не должна проявлять раздражения по поводу страхов и стеснительности пациента);

• рациональное заполнение палат (это помогает пациентам более полноценно удовлетворять потребность в общении);

• обеспечение тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.

Факторы риска для пациентов, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

• снижение защитных функций организма;

• нарушение (расстройство) схемы тела;

• нерешительность, противоречивость при принятии решения;

• высокий риск осложнений лекарственной терапии;

• высокий риск травм, повреждений;

• высокий риск ожогов, переохлаждений;

• высокий риск поражений электрическим током во время процедур;

• пониженная физическая подвижность;

• обессиливание (общая слабость);

Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медицинская сестра в первую очередь должна ознакомить пациента с распорядком дня,

режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением. С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных процедур и манипуляций больной должен

знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.

Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть

сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Для профилактики ВБИ медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.

Для предупреждения факторов риска пациентов необходимо придерживаться определенных правил.

1. Кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.

2. Для предупреждения падений в помещениях ЛПУ не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.

3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.

4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу.

5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.

6. Ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять

прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.

7. Все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания

или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы. Если медицинская сестра вынуждена оставить на время человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.

8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.

9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.

10. Ослабленные и престарелые больные должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.

11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.

12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.

13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.

14. При вставании из ванны или усаживании в нее больной не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек

15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.

16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.

17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить и есть только в присутствии второго лица.

Читайте также:  Сливочное масло при ожогах на солнце

18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.

19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.

20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока больной там находится.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

источник

Факторы риска несчастных случаев у пациентов различного возраста. Методы снижения риска электротравм, ожогов, отравлений

Сестринские вмешательства должны быть направлены на снижение риска падений, травм, поражений электрическим током, ожогов, выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста.

Инфекция для профилактики внутрибольничной инфекции медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента, санитарно-гигиенического режима отделения.

Травмы выявление пациентов с высоким риском падения и предупреждение травм пациента (смотрите выше).

— медикаменты выдавать строго по назначению;

— хранить лекарственные средства в недоступном для пациента месте.

— строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, столовой;

— проверка хранения продуктов пациентов в холодильнике, тумбочке;

— проверка передач продуктов пациентам (качество, соответствие диете).

Электротравмы соблюдение техники безопасности при работе с электрооборудованием:

— перед использованием электроприборов изучить инструкцию по его

— электроприборы должны быть в исправном состоянии;

— применять только заземленное оборудование;

— соблюдать последовательность включения: шнур подключают к

электроприбору, затем к сети, отключают в обратном порядке;

— не эксплуатировать электроприборы во влажных помещениях;

— не допускать сетевой перегрузки.

Ожоги исключить бесконтрольное использование грелки, оборудования для ультрафиолетового излучения, прием чрезмерно горячей ванны, курение в постели. Строго соблюдать правила техники безопасности при использовании кислородных установок во время вакуумтерапии (постановка банок).

Излучения рентгеновские аппараты, сканеры, использование лазера – соблюдение техники безопасности при работе с соответствующими приборами.

Соблюдение медицинским персоналом своих служебных обязанностей, правил хранения и работы с дезинфицирующими средствами, лекарственными препаратами, различными медицинскими приборами, соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, а также внимательное и добросовестное выполнение своих обязанностей поможет предотвратить все неприятные последствия, связанные с факторами риска в ЛПУ не только у пациентов, но и у самих медицинских работников данного учреждения. О том, как предотвратить отравления пищей и лекарственными препаратами можно узнать при дальнейшем изучении ПМ 04, ПМ 07.

Избежать ожогов и других травм в связи с процедурой позволит выполнение любого сестринского вмешательства, строго по алгоритму действий. Пациенту необходимо чётко выполнять все рекомендации медработника в период нахождения в стационаре и после выписки.

Вопросы для самоконтроля

1. Что Вы знаете о факторах риска несчастных случаев у пациентов в условиях в ЛПУ.

2. Назовите группы риска падений пациентов;

  1. Перечислите методы снижения риска падений у пациентов;
  2. Назовите факторы риска несчастных случаев у пациентов различного возраста.
  3. Методы снижения риска электротравм, ожогов, отравлений.

Оснащение занятия: учебно-методическое пособие «Факторы риска несчастных случаев у пациентов в условиях ЛПУ»

Домашнее задание

— учебное пособие«Факторы риска несчастных случаев у пациентов в условиях ЛПУ»;

— материалы учебников: 1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2009.512с: ил.- 69 –113с.

2. Н.И.Шалкунова, А.А.Шепелева В помощь практикующей медицинской сестре «Медицинская эргономика и безопасное перемещение пациента»: брошюра. — Выпуск № 1 (19) ООО Издательство «Медицинский проект» 2009. 64с: ил.

3. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.

4. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Атлас по манипуляционной технике» Моска 1998 г.

— санитарные бюллетени для ЛПУ на тему: «Боль в спине – «Эпидемия в здравоохранении».

Составить памятки для пациента и родственников по снижению риска несчастных случаев у пациентов.

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2009.512с: ил.- 69 –113с.

3. Н.И.Шалкунова, А.А.Шепелева В помощь практикующей медицинской сестре «Медицинская эргономика и безопасное перемещение пациента»: брошюра. — Выпуск № 1 (19) ООО Издательство «Медицинский проект» 2009. 64с: ил.

1.Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.

2.Мухина С.А., Тарновская И.И. «Атлас по манипуляционной технике» Моска 1998 г.

Преподаватель ____________________ Марычева Н.А.

источник

План лекции:

1. Факторы риска для пациентов в ЛПУ.

2. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев.

3. Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравле­ний и поражений электрическим током.

4. Вредное воздействие на организм хлор — и фенол­содержащих дезинфектантов, сенсибилизаторов (лекарственных средств), фотосенсибилизаторов.

5. Способы защиты от воздействия токсичных веществ: использование защитной одежды, вен­тиляции, обучение персонала, уход за кожей.

6. Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащим оборудованием.

7.Неблагоприятное воздействие на организм сестры фармацевтических препаратов.

Факторы риска для пациента

Пациент ЛПУ — это страдающий человек с нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни.

Факторы риска, негативно влияющие на пациента в ЛПУ, можно условно разделить на две группы:

2) угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

Психосоциальные факторы. К этой группе относятся следующие факторы риска:

§ измененная ролевая функция;

§ сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций;

§ высокая степень риска от неустойчивости жизнедеятельности;

§ сниженная реакция па социальное взаимодействие;

§ синдром стресса перемещения;

§ нарушение чувства собственного достоинства.

Психология больного характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка (например, боль, лихорадка и др.), представлениями о болезни, а с другой — определенным отношением к болезни. У больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, связи с незнакомыми до болезни людьми. Важной задачей медицинской сестры является проникновение в психологию больного. Для правильной организации ухода за ним нужно знать, как пациент реагирует на свою болезнь.

Отношения между медицинской сестрой и больным можно разделить на три этапа.

I. Больной, попав в ЛПУ, чувствует себя неуютно. Установить с ним контакт можно, упомянув об общих знакомых, новостях, известных людях, сообщив необходимые сведения о больнице и т.д. Важнейший метод установления контакта — умение выслушать больного; причем слушать надо с интересом, реагируя на услышанное. Важно все — и обстановка, в которой происходит разговор, и то, насколько естественно себя ведет медицинская сестра.

2. На этапе лечения изменяющаяся картина болезни, ход обследования и другие факторы могут вызвать у больного страх, неуверенность, придирчивость, которые можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к пациенту.

3. На конечном этапе при выписке из больницы нередко возникают психологические трудности. Некоторые больные боятся покинуть отделение, в котором были надежно защищены от опасности, в то время как другие стремятся к скорейшей выписке. Пациенты часто сомневаются в том, что дома смогут соблюдать диету, поддерживать достигнутый эффект. Следует беседовать с больными, успокаивать их, объяснять особенности поведения дома. Чтобы устранить отрицательное влияние больничной среды на эмоциональную сферу пациента, ему нужно дать больше положительных эмоций, что поможет наилучшей и скорейшей адаптации к условиям стационара.

Среди мероприятий по обеспечению режима эмоциональной безопасности в ЛПУ можно выделить:

§ поддержание тишины, спокойной и доброжелательной обстановки в отделении;

§ общение с пациентом негромким голосом только с положительной интонацией;

§ создание удобного интерьера, наличие помещений для отдыха и посещений пациентов близкими;

§ организация досуга пациентов, обеспечение возможности заняться какой-либо доступной деятельностью, например чтением, вязанием, просмотром телепередач;

§ устранение отрицательных эмоций, которые могут быть вызваны у пациентов видом медицинских инструментов, предметов ухода, испачканных кровью и выделениями;

§ обеспечение соответствующей обстановки и психологической поддержки при проведении каждой манипуляции (медицинская сестра не должна проявлять раздражения по поводу страхов и стеснительности пациента);

§ рациональное заполнение палат (это помогает пациентам более полноценно удовлетворять потребность в общении);

§ обеспечение тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.

Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

Можно выделить следующие факторы:

• снижение защитных функций организма;

• нарушение (расстройство) схемы тела;

• нерешительность, противоречивость при принятии решения;

• высокий риск осложнений лекарственной терапии;

• высокий риск травм, повреждений;

• высокий риск ожогов, переохлаждений;

• высокий риск поражений электрическим током во время процедур;

• пониженная физическая подвижность;

• обессиливание (общая слабость);

Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медицинская сестра в первую очередь должна ознакомить пациента с распорядком дня, режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением.

С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных манипуляций и процедур больной должен знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.

Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Для профилактики ВБИ медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.

Для предупреждения многих из них необходимо придерживаться определенных правил.

1. Кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.

2. Для предупреждения падений в помещениях ЛПУ не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.

3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.

4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу.

5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.

6. Ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.

7. Все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы.

Если медицинская сестра вынуждена оставить на время человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.

8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.

9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.

10. Ослабленные и престарелые больные должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.

11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.

12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.

13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.

14. При вставании из ванны или усаживании в нее больной не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек может получить ожоги.

15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.

16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.

17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить и есть только в присутствии второго лица.

18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.

19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.

20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в ЛПУ такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока больной там находится.

Факторы риска для медицинской сестры.

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

Физические факторы риска.К этим факторам относятся:

§ физическое взаимодействие с пациентом;

§ воздействие высоких и низких температур;

§ действие различных видов излучений;

§ нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Физическое взаимодействие с пациентом.В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:

1) одежда должна быть свободной;

2) обувь должна плотно облегать ногу, подошва — минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не более 4 — 5 см;

3) нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увеличением угла наклона возрастает в 10 — 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 — 200 кг;

4) при поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;

Читайте также:  Может ли перец вызвать ожог

5) нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда держат прямо;

6) если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое положение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;

7) если нужно помочь больному, лежащему в кровати, например передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальнему краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;

8) ноги ставят на ширине плеч, стопы — параллельно друг другу;

9) если поднятый груз необходимо сместить в сторону, поворачиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, сохраняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;

10) следует всегда искать возможность облегчить нагрузку: пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться, оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;

11) необходимо использовать специальные приспособления для облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги, подъемники для больных и т.п.

Остеохондроз – заболевание позвоночника, характеризующееся дегенерацией межпозвонкового диска со значительным снижением его высоты, склерозированием дисковых поверхностей позвонков.

Пораженная остеохондрозом хрящевая ткань дисков постепенно перерождается и превращается в подобие костной. Затвердевший диск уменьшается в размерах, теряет свойства амортизатора между позвонками и начинает давить на нервные окончания, что и приводит к появлению болезненных ощущений.

Начальная стадия остеохондроза чаще всего не проявляет себя какими-либо неприятными ощущениями в области позвоночника и может диагностироваться, как заболевание внутренних органов, а истинный диагноз выявляется только после прохождения многочисленных обследований.

По локализации различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и распространенный остеохондроз. Чаще всего диагностируется поясничный остеохондроз (свыше 50% случаев), шейный остеохондроз (более 25%) и распространенный (около 12%).

Межпозвонковый диск представляет собой волокнисто-хрящевую пластинку. В середине диска находится ядро, окружённое фиброзным кольцом (ткань, напоминающая сухожилия). Межпозвонковый диск не имеет своей сосудистой системы и поэтому питается за счёт других тканей. Важным источником питательных веществ для диска являются мышцы спины, именно их дистрофия чаще всего приводит к развитию заболевания. При поднятии тяжестей, прыжках и других физических нагрузках, диски выполняют роль амортизатора и поддерживают необходимое расстояние между позвонками. Поскольку самая большая нагрузка приходиться на поясничный отдел позвоночника, именно в нём, чаще всего образуются протрузии и межпозвонковые грыжи, являющиеся осложнением данного заболевания.

Грыжа межпозвонкового диска – выпячивание (пролапс) диска с разрывом фиброзного кольца и «вытеканием» студенистого ядра. Особенно часто, грыжа образуется при травме позвоночника или во время одновременного наклона и поворота туловища в сторону, тем более, если в руках находится тяжелый предмет. В этом положении, межпозвонковые диски испытывают очень большую нагрузку, давление внутри межпозвонкового диска повышается, позвонки давят на одну сторону диска и ядро вынужденно смещаться в противоположенную сторону и давить на фиброзное кольцо. В какой то момент фиброзное кольцо не выдерживает такой нагрузки и происходит выпячивание диска (фиброзное кольцо растягивается, но остаётся целым) или образуется грыжа (фиброзное кольцо рвётся и через прорыв «вытекает» часть содержимого ядра). При увеличении нагрузки на позвоночник и создании условий повышения давления в поврежденном межпозвонковом диске грыжа увеличивается в размерах.

Ø постоянные ноющие боли в спине, чувство онемения и ломоты в конечностях;

Ø усиление болей при резких движениях, физической нагрузке, поднятии тяжестей, кашле и чихании;

Ø уменьшение объема движений, спазмы мышц;

Ø при остеохондрозе шейного отдела позвоночника: боли в руках, плечах, головные боли; возможно развитие так называемого синдрома позвоночной артерии, который складывается из следующих жалоб: шум в голове, головокружение, мелькание «мушек», цветных пятен перед глазами в сочетании с жгучей пульсирующей головной болью. Причиной синдрома позвоночной артерии может быть ее спазм в ответ как на непосредственное раздражение ее симпатического сплетения за счет костных разрастаний, грыжи диска, артроза межпозвонкового сустава, так и рефлекторной реакции вследствие раздражения любых рецепторов позвоночника. Наличие синдрома позвоночной артерии может усугубить течение коронарной или сердечно-мышечной патологии при их наличии;

Ø при остеохондрозе грудного отдела позвоночника: боль в грудной клетке (как «кол» в груди), в области сердца и других внутренних органах;

Ø при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника: боль в пояснице, иррадиирующая в крестец, нижние конечности, иногда в органы малого таза;

Ø поражение нервных корешков (при грыжах межпозвонковых дисков, костных разрастаниях, спондилолистезе, спондилоартрозе): стреляющая боль и нарушение чувствительности, гипотрофия, гипотония, слабость в иннервируемых мышцах, снижение рефлексов.

Воздействие высоких и низких температур.Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму действий.

Действие излучений.Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных желез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты.

Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить индивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источником излучения все манипуляции нужно выполнять по возможности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сестры является противопоказанием для подобного рода услуг.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

§ ультрафиолетовые и инфракрасные;

§ магнитные и электромагнитные;

Для профилактики их повреждающего действия на человеческий организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.

Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправностью. При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

1. Технические средства защиты от короткого замыкания (автоматические или пробочные предохранители) в электросети должны находиться в исправном состоянии. Категорически запрещается использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, ≪жучки≫).

2. Перед использованием электроприбора нужно изучить инструкцию по его эксплуатации.

3. Электроприборы необходимо содержать в исправном состоянии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осуществлять только специалисты.

4. Следует применять только заземленное оборудование.

5. Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих элементов электросети.

6. Элементы электросети, электрооборудование и электроприборы можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.

7. Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использованием убеждаются в их целостности.

8. Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сначала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штепсель, потянув за шнур.

9. Электроприборы должны использоваться в помещениях с непроводящими электрический ток полами. Их не следует эксплуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или на открытом воздухе.

10. Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну розетку несколько электроприборов.

Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал подвергается воздействию разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит — раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.

Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктивную функцию. Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздействия токсичных веществ.

1. Следует получить полное представление о применяемых препаратах: химическое название, фармакологическое действие, побочные эффекты, правила хранения и применения.

2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, обладающие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящими средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы.

3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если резиновые перчатки у людей с повышенной чувствительностью провоцируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвиниловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химическими веществами.

3. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.

4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств должно осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

5. Не следует применять препараты местного действия незащищенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.

6. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажняющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических веществ.

7. При несчастных случаях, если препарат попал:

§ в глаза — немедленно промывают их большим количеством холодной воды;

§ рот — сразу же промывают его водой;

§ на кожу — его немедленно смывают;

Психологические факторы риска. В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения.

Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение. Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день — ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение.Постоянный стресс ведет к нервному истощению — потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

§ физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

§ эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

§ психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения Необходимо как можно раньше.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций Медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на Следующие принципы:

1) четкое знание своих служебных обязанностей;

2) планироаанИе своего дня; определяют цели и приоритеты,используя характеристики ≪срочно≫ и ≪важно≫;

3) понимание важности и значимости своей профессии;

4) оптимизм _ умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, ≪переключаться≫;

7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Синдром прсфессионального выгорания.Это сложный психологический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки. Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально насыщена.

Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми пациенты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начинает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Профессиональное выгорание — это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хронического стресса, вызиаНного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания повышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если работа является убежищем от остальных сторон жизни и профессиональная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельности медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.

Вина перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента. Стыд за то что результат работы не такой, как хотелось. Обида на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской сестры. Страх тог, что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут не понять коллеги и пациенты.

Синдром профессионального выгорания — это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые имеют существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека.

Выгорание является очень индивидуальным процессом, но симптомы появляются неодновременно и с разной степеньювыраженности. Среди ранних симптомов можно выделить общеечувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры развивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаимоотношений.

После эмоционально насыщенного дня, проведенного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании работы она ≪берет рабочие проблемы домой≫, т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами медицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угрозы распада семьи.

Выгорание — это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше.

Выделяют три основные стадии развития синдрома профессионального выгорания.

Читайте также:  Мазь которая убирает рубцы от ожогов

На первой стадии выгорания человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли и общее недомогание.

Для второй стадии выгорания у медицинской сестры может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негативные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных. Заключительная, третья стадия (полное выгорание), которая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным отвращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляемой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосредоточиться.

Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касается не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою профессиональную деятельность, также подвержены этому синдрому. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеализированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожиданий и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собственными реальными достижениями.

Профилактика развития синдрома профессионального выгорания достигается использованием методов мышечной релаксации и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тренировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим приемам желательно проводить под руководством специалиста-психолога в кабинете психологической разгрузки.

Пути попадания токсических веществ в организм, вещества, вызывающие дерматиты.

1. Прямой контакт – работа без перчаток (мази, кремы, растворы и д.т.), попадание на кожу и слизистые, в том числе глаза.

2. Вдыхание при размельчении таблеток, их подсчете, вдыхание аэрозолей и т.д..

3. Пищеварительный тракт (случайное попадание в рот через руки; самолечение).

4. Вещества, вызывающие дерматиты:

5. 1)Первичные раздражители кожи (хлор и фенол содержащие дезинфектанты (хлорамин Б, ДП-2, Пресепт, Клорсепт и др.) Амоцид).

6. 2)Сенсибилизаторы, не только местные реакции (отек губ, лица, тошнота, рвота), к ним относятся антибиотики.

7. 3)Фотосенсибилизаторы входят в состав многих растений, лекарств, косметики и других препаратов. Применение средств, содержащих фотосенсибилизаторы, в сочетании с интенсивным солнечным облучением влечет за собой вредные токсические реакции — фотодерматит или фотоаллергию. Фотоаллергия возникает примерно через полчаса после начала УФ-облучения как зудящая сыпь, быстро распространяющаяся на закрытые от солнца участки тела. Фотодерматит появляется только в месте воздействия УФ-лучей и напоминает солнечный ожог. Фотосенсибилизирующие вещества провоцируют обострение некоторых хронических заболеваний, таких как экзема, герпес, а иногда вызывают рак кожи –это некоторые антибиотики (особенно тетрациклины), сульфаниламиды, противовоспалительные, препараты для щитовидной железы и другие. Фотосенсибилизирующий эффект оказывают также некоторые витамины, например B2 и B6, а также пищевые добавки на основе зверобоя.

8. Антигистаминные препараты (прометазин), хлорпромазин, аминофилин также могут вызывать кожные реакции.

9. Некоторые антибиотики (актиномицин-Д, миктомицин-С, стрептомицин) обладают тератогенным воздействием.

10. Отрицательное воздействие на здоровье сестринского персонала оказывают цитотоксические лекарственные средства, когда не соблюдаются необходимые условия для обеспечения безопасности.

Заболевания и симптомы, связанные с чрезмерным воздействием некоторых токсичных химических и фармацевтических препаратов.

§ Нарушение репродуктивной функции;

§ Болезни почек, новообразования;

§ Головные боли, раздражительность;

§ Першение в горле, сухость в носу;

Вопросы для самоподготовки:

1. Перечислите факторы риска в ЛПУ для пациента.

2. Назовите и охарактеризуйте этапы отношения между медицинской сестрой и больным.

3. Расскажите об обеспечении режима эмоциональной безопасности в ЛПУ

4. Перечислите факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:

– Воздействие высоких и низких температур.

– Нарушения правил эксплуатации электрооборудования

– Биологические факторы риска.

– Психологические факторы риска.

5. Расскажите о синдроме прсфессионального выгорания.

6. Назовите пути попадания токсических веществ в организм медработника.

7. Перечислите вещества, вызывающие дерматиты.

8. Перечислите заболевания и симптомы, связанные с чрезмерным воздействием некоторых токсичных химических и фармацевтических препаратов.

9. Перечислите профилактические меры, уменьшающие воздействие токсичных веществ.

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 8674 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током.

Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста, а также у слабослышащих, слабовидящих лиц. Необходимо обращать особое внимание на пациентов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, а также на лиц с нарушением психики. Для профилактики ВБИ медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.

Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений, поражением электрическим током заключается необходимости соблюдения определенных правил:

1. Кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.

2. Для предупреждения падений в помещениях УЗ не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.

3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.

4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу.

5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.

6. Ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.

7. Все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы.

Если медицинская сестра вынуждена оставить на время человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.

8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.

9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.

10. Ослабленные и престарелые больные должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.

11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.

12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.

13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.

14. При вставании из ванны или усаживании в нее больной не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек может получить ожоги.

15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.

16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.

17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить и есть только в присутствии второго лица.

18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.

19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.

20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.

Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в УЗ такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока больной там находится.

Организация безопасной среды для персонала. Факторы риска для медицинского персонала.

1. Вредное воздействие на организм хлор- и фенолсодержащих дезинфектантов, сенсибилизаторов (лекарственных средств), фотосенсибилизаторов.

2. Неблагоприятное воздействие на организм сестры отходов анестезирующих газов.

3. Неблагоприятное воздействие на сестру вредных микробиологических факторов: виды возбудителей, беременность и опасность воздействия микробиологических факторов на плод.

4. Неблагоприятное воздействие облучения. Меры, направленные на предупреждение облучения сестринского персонала.

5. Симптомы, связанные с чрезмерным воздействием некоторых токсичных химических препаратов. Способы защиты от воздействия токсичных веществ: использование защитной одежды, вентиляции, обучение персонала, уход за кожей.

6. Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащим оборудованием.

7. Биомеханика тела, эргономика.

Труд медиков принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека. Он характеризуется значительной интеллектуальной, а в отдельных случаях — и большой физи­ческой нагрузкой. К медицинским работникам предъявляют повышенные требования, включающие объем оперативной и долговременной памя­ти, внимание, выносливость и высокую трудоспособность в экстремаль­ных условиях.

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1. Химические факторы:

-высокоактивные лекарственные химиопрепараты;

-медицинские газы, лекарственные аэрозоли.

2. Биологические факторы:

3. Физические факторы:

4. Физиологические факторы:

-повышенное психоэмоциональное и мышечное напряжение;

-напряжение зрительного и слухового анализаторов.

1. Вредное воздействие на организм хлор- и фенолсодержащих дезинфектантов, сенсибилизаторов (лекарственных средств), фотосенсибилизаторов.

В ЛПУ сестринский персонал подвергается воздействию разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах, которые могут вызывать местные и общие изменения в организме. Химические вещества попадают в организм через дыхательные пути в виде пыли или паров, адсорбироваться через кожу, слизистые оболочки. Их воздействие может проявляться в виде кожных реакций, головокружений, головных болей. Отдалённые последствия воздействия токсичных и фармацевтических препаратов могут проявляться в виде поражения органов дыхания, пищеварения, кроветворения,почек репродуктив

ной функции (выкидыши, бесплодие). Особенно часты различные аллергические реакции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит — раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Медицинские сестры подвергаются такому риску из-за необходимости частого мытья рук и воздействия фармакологических препаратов, дезинфицирующих средств и резиновых перчаток(из-за содержания в них латекса).

— первичные раздражители – они вызывают воспаление кожи только на участке непосредственного контакта с веществом. К ним относятся хлор- и фенолсодержащие дезинфектанты (хлорамин Б, Жавелион, Хайколин, Амоцид, Амоцид 2000);

— сенсибилизаторы. Эти вещества вызывают аллергическую реакцию. Вначале это может проявляться в виде дерматита (местного воспаления кожи) даже при самом минимальном контакте. При длительной сенсибилизации аллергическая реакция может протекать значительно тяжелее (отёк губ, век, лица, тошнота, рвота). В группу сенсибилизаторов входят некоторых лекарственные препараты, особенно антибиотики, цитостатики и средства для мытья рук (антибактериальное мыло);

— фотосенсибилизаторы. Фотосенсибилизация — явление повышения чувствительности организма (чаще кожи и слизистых оболочек) к действию ультафиолетовогоили видимого излучений. Некоторые химические вещества (в том числе лекарственные средства — некоторые антибиотики, сульфаниламиды, тетрациклины, фторхинолоны и др.) и/или продукты их превращения в организме, накапливаясь в кожных покровах, являются причиной фотоаллергических, фототоксических и воспалительных процессов на участках кожи, подвергшихся световому (обычно солнечному) облучению. Фотоаллергия возникает, когда УФ-излучение химически изменяет вещество, оказавшееся на коже, так, что оно начинает вызывать аллергию. Фотоаллергия возникает примерно через полчаса после начала воздействия УФ-излучения и затем распространяется на закрытые от облучения участки кожи. Фотоаллергию часто вызывает косметика и парфюмерия, содержащая мускус, амбру, масло бергамота, сандаловое масло, некоторые антибактериальные агенты, а также лекарственные средства, например, ибупрофен.

Динамика профессиональной заболеваемости показывает, что с каждым годом число случаев профессиональных заболеваний медицинских сестер возрастает. У медицинских сестер под влиянием биологически высокоактивных лекарственных препаратов (антибиотики, сульфаниламиды, витамины, гормоны, анальгетики, психотропные средства) могут возникать профессиональные заболевания. Наиболее опасен инъекционный метод, при котором лекарственный препарат может оказаться в виде аэрозоля в зоне дыхания медсестры. В органы дыхания персонала препараты могут попадать при мытье и стерилизации медицинского инструментария, при раздаче таблеток могут загрязняться кожные покровы.
Клинические наблюдения за медицинскими работниками показали, что обнаруженные у них заболевания имели характерные аллергические формы, токсические проявления, сопровождались дисбактериозом. При профессиональном длительном контакте с антибиотиками нередко развивается кандидоносительство или кандидоз различной локализации (чаще в кишечнике).
Группа медицинских работников, использующих при лечении противоопухолевые препараты, составляет группу риска развития профессиональной патологии. Особенностью введения противоопухолевых препаратов является необходимость применения сразу нескольких средств в больших дозировках. В результате персоналу приходится вскрывать до 15 ампул на одну инъекцию, при этом ампулы часто бьются, и их содержимое загрязняет воздушную среду процедурных кабинетов.
Имеются данные, свидетельствующие о проявлениях вредного воздействия цитостатиков (циклофосфан, 5-фторурацил, платинол, доксорубицин, рубромицин). У многих врачей, медсестер, санитарок обнаружено резкое снижение гематологических показателей (гемоглобина, лейкоцитов, тромбоцитов),с одновременной эозинофилией. При клиническом обследовании персонала химиотерапевтических отделений выявлен высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта, случаи экземы, облысения. При гематологическом обследовании сотрудников выявлено снижение содержания гемоглобина, уменьшение количества эритроцитов и лейкоцитов. Отмеченная закономерность гематологических сдвигов является результатом цитотоксического воздействия химиопрепаратов. Также выявлена зависимость гематологических сдвигов от стажа работы с химиопрепаратами.
Реже развиваются аллергические заболевания органов дыхания: синуситы, ангионевротический ринит, астматический бронхит и бронхиальная астма. В структуре заболеваемости медиков наибольший удельный вес составляют такие нозологические формы, как гинекологические заболевания, осложнения при беременности и в послеродовом периоде, гипертоническая болезнь, болезни костномышечной системы, пневмония, и целый ряд других.

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396.

источник